Мимикрия или творческое воображение для копирайтера
– Ми-ми-ми, такой лапочка! – уже похоже, но ещё не мимикрия. И хотя мимикрия – способность живых существ изменять свою форму, окраску и другие параметры организма для маскировки в окружающей среде, в силу причуд эволюции «человек разумный» по сравнению с животным и растительным миром полностью лишён этой способности. Но у нас, людей, есть нечто большее – это воображение, в котором мы практически боги. Не буду писать о технике подстройки в НЛП, потере человеческой формы, положении точки сборки и причудах восприятия, связанных с её смещением – об этом написано много и умнО, а остановлюсь чуть подробнее на творческом воображении и практической пользе его использования для нас, копирайтеров. Словом «мимикрия» я решил обозначить способность копирайтера «замаскироваться» в тексте таким образом, чтобы стать максимально невидимым, превратив читателя в самого непосредственного участника событий.
В копирайтинге, да и вообще в Интернете существует такое понятие как целевая аудитория, то есть, это люди, которые являются (в потенциале) потребителями некоторых услуг, либо продукции. Вспомните, как часто при размещении заказа заказчики упоминают, кому будет адресована статья. Если заказ «обычный», скажем, на тему сухих строительных смесей, то сложностей с целевой аудиторией не возникает – знай себе, пиши о преимуществах этих самых смесей, а если тема сложнее, как быть? Как быть, если предполагаемая целевая аудитория и копирайтер находятся на столь разных ступенях социальной лестницы, что прямого знания чужого опыта нет и не может быть?
Пусть, например, требуется написать статью по техническому заданию, подобному заданию прошлого конкурса копирайтеров на Текстсейл (напомню: женщина 25-35 лет, учительница, замужем, двое детей; нужно было написать статью, побуждающую эту женщину приобрести атрибут хорошего настроения), либо может потребоваться текст, составленный от лица противоположного пола. Вообще же, практика показывает, что копирайтинг, как явление, не обладает полом: тексты от имени мужчин пишут женщины, от имени женщин – мужчины. Согласно пожеланиям заказчиков, порою приходится писать тексты, совершенно не свойственные нашему опыту, образованию, вероисповеданию и прочим «у», «ию» и т.д.
В этом поможет творческое воображение или, проще говоря – мимикрия: способность мысленно изменять свои чувства, ощущения, мировосприятие и миропонимание сообразно ТЗ (техническому заданию). Можно смоделировать любую ситуацию, проследить возможные пути её развития, мысленно можно стать ребёнком, продавцом, женщиной или мужчиной, учителем, водителем и даже неодушевлённым предметом. Книжный персонаж Артура Конан Дойла – Шерлок Холмс использовал данный приём при раскрытии сложных преступлений, у нас же задача проще: нужно всего лишь максимально правдоподобно написать текст.
Для этого предлагаю в свободное от выполнения обязательной работы время тренировать своё воображение. Если при обучении театральному мастерству актёры изображают разные, порою самые необычные предметы, то нам намного проще: кроме головы и искреннего желания ничего не надо. Например, представьте (или вспомните детство, если получится), что вы – маленький ребёнок, напишите от его имени небольшую заметку, рассказ, а при написании представляйте себе окружающий мир, расположенный за прутьями кроватки, погремушки и улыбающиеся лица над собой.
Представьте себя аквалангистом, заплывшим в трюм затонувшего корабля, выход из которого стережёт большая белая акула. Затем представьте себя затонувшим кораблём, выход из которого стережёт большая белая акула, а ещё позже представьте себя белой акулой, после чего напишите текст. Придумайте свои сюжеты и свои роли в них. Попеременная постановка себя на место каждого действующего лица (и, что очень важно – читателя тоже) поможет лучше понять, что и как писать, как максимально правдоподобно передать суть происходящего. Думаю, подобное умение здорово вам пригодится в будущем, особенно при написании рекламных, побуждающих текстов.
Удачной вам ми-ми-ми.. конспирации! 🙂
Автор – vituson
Вопрос — ответ