Главная > Будни копирайтера > Журналистики вкус или эссе по предмету — Основы журналистики. По следам Матвея Ганапольского и его кисло-сладкой журналистики

Журналистики вкус или эссе по предмету — Основы журналистики. По следам Матвея Ганапольского и его кисло-сладкой журналистики

Сегодня второй день второй сессии на первом курсе  факультета журналистики. Закончился он приятным известием для меня и ещё нескольких человек. Разрешите немного прихвастнуть: сегодня заведующий кафедрой периодической печати, профессор и доктор философских наук Олешко Владимир Фёдорович вручил мне почётный чупа-чупс и присвоил титул – «Мистер серебряный призёр» (второе место) по совокупности выполненных домашних заданий (как следствие, «автомат» по предмету нескольким победителям). Первое место заняла девочка. Понравилось Владимиру Фёдоровичу моё эссе, которое публикую ниже. Называется оно – «Журналистики вкус».

Журналист рвётся наружу

Доктор, а после операции я на скрипке играть смогу?
— Да, конечно.
— Странно, а до операции не умел.
Обывательский юмор.

В каждом из нас в той или иной степени живёт журналист. В ком-то в зависимости от груза прожитых лет постарше, в ком-то помладше, чуть лучше или чуть хуже, а из некоторых (страшно представить) – этот самый журналист рвётся наружу и вырвется на волю вот-вот. Если он сдаваться не собирается, мы задаём себе (почти по Чернышевскому) вопрос: «Что делать и как с этим дальше жить»?

Конечно, если всех суммарно взятых журналистско-писательских способностей отдельно взятого уникума хватило разве что на выпуск школьной стенгазеты в пятом, шестом и седьмом классе, да на пару десятков записок родителям с просьбой оставить карманных денег для похода в кино, о профессии журналиста можно смело забыть.

Если же без общения с интересными людьми, посещения социально значимых и просто интересных мероприятий, а также письменных отчётов об этих событиях белый свет не мил, стоит призадуматься: «Вдруг журналистика – «моё», вдруг дальнейшее моё молчание будет пытке подобно, и, во чтобы то ни стало, следует облагодетельствовать мир своей писаниной»?

Дабы не пускаться далее в пространные рассуждения, предположим, что решение стать журналистом принято. При этом возникают следующие вопросы: какие особенности профессии журналиста существуют, с чего начинать свою работу, к кому обращаться за советами и помощью, как собирать и кому сдавать материал, какова мера ответственности журналиста, и вообще, можно ли потрогать журналистику руками, оценить на запах, вкус и цвет?

Учиться на ошибках. На чужих

Для того чтобы получить ответы на подобные вопросы, нет необходимости быть семи пядей во лбу. Не обязательно заканчивать какой-либо ВУЗ, достаточно лишь воспользоваться чужим опытом. Множество специализированных курсов, книг, газетных и Интернет публикаций помогут не только найти своё место под солнцем, но и вырасти профессионально. Все они в той или иной степени помогают новичку осваиваться и получать начальные знания.

В истории журналистики немало примеров, когда известные журналисты не имеют профильного образования. Мало того, они имеют смелость учить других, как, например, делает это радио ведущий передачи «Эхо Москвы» – Матвей Ганапольский (об этом чуть позже).

Практика показывает, что чужой опыт полезен не всем, не во всём и не всегда. Тем не менее, он позволит примерно оценить уровень требований, предъявляемых к журналистам, поможет выстроить стиль и манеру поведения, даст первые навыки общения с аудиторией, покажет возможные пути решения возникающих коллизий и т.д. Если для получения исчерпывающих академических журналистских знаний следует, как минимум, изучить программу одного из специализированных учебных заведений, то описание чужого опыта поможет познакомиться с профессией журналиста вживую, «изнутри», почувствовать её почти что собственной кожей. И то, насколько точно и полно будет передана атмосфера второй древнейшей, зависит не только от степени мастерства автора, но и от степени его искренности.

Выбирать ли себе среди известных журналистов пример для подражания или более того, идола – это дело каждого. Представляется, что оптимально изучение личного опыта нескольких представителей цеха пишущего с последующим осмыслением и конвергенцией собранной информации под собственные нужды и представления.

Кисло-сладкая журналистика Ганапольского

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Из русских народных сказок.

Ганапольский упомянут не случайно, не так давно в свет вышла неоднозначная книга «Кисло-сладкая журналистика», к написанию которой он имел самое непосредственное отношение. Матвей делится с нами, без преувеличения сказать, бесценным опытом, накопленным им за многие годы работы в прессе, на радио и телевидении. Делает он это весьма легко и непринуждённо, благодаря чему книга воспринимается не как скучный и занудный учебник, а как несколько связанных между собой интересных автобиографических сюжетов.

Есть у лёгкости и обратная сторона. Серьёзный подход к прочтению произведения противопоказан категорически. И отнюдь не потому, что юмористический настрой на всём его протяжении кажется навязчивым, а ближе к концу вызывает небольшое раздражение. Несмотря на разбросанные в книге там и сям зёрна истины, в глаза бросается отчётливая попытка сделать её интересной за счёт большого количества плохо соотносящихся с современной действительностью примеров и надуманно-бытовых историй, что несколько обесценивает её, рождая эффект попсовости.

Но так уж устроен человек. В первую очередь ему интересно не то, как улучшить и развить свои профессиональные навыки, не то, как стать известным журналистом, а то, с кем уехала поздним вечером на мотоцикле дочка Матвея Ганапольского, остальное – на потом.

В связи с этим профессионалы, акулы пера вряд ли найдут для себя что-то интересное в книге, желающие познать сокровенные тайны ремесла – тоже. Кисло-сладкую журналистику Ганапольского захотят распробовать на вкус, пожалуй, студенты и абитуриенты первого курса факультета журналистики, либо те, кто готовятся ими стать. Несмотря на большое количество «воды» книга содержит энное количество действительно полезных советов и рекомендаций, которые пригодятся им в дальнейшей журналисткой деятельности. Например, вполне может статься, что, прочитав его книгу, многие передумают становиться журналистами, ведь Ганапольский, срывая с профессии ореол романтики, открытым текстом пишет – журналистика часто опасна как для журналиста, так и для его семьи, близких.

О достоинствах и недостатках книги можно спорить долго. Но, насколько можно судить, Ганапольский свою миссию выполнил. С присущей ему долей харизмы он не только дал местами полезный материал, но и показал, что форма его подачи – вполне себе рабочий инструмент в руках профессионала. И то, что книга вызывает много споров – отличное тому подтверждение.

Автор — vituson

Будни копирайтера

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.