Главная > Будни копирайтера > Манипуляция сознанием или Троянский конь Кара-Мурзы. Манипуляция в СМИ

Манипуляция сознанием или Троянский конь Кара-Мурзы. Манипуляция в СМИ

Не так давно был написан реферат на тему манипуляции в СМИ, а к этой сессии по предмету — Международное Гуманитарное Право (МГП) нужно было написать небольшую заметку на аналогичную тему. Она не такая объемная, как прежняя, но зато ее легче и быстрее читать. 🙂 Итак… Слово «манипуляция» можно приблизительно перевести с латинского языка как «владение рукой». В современных условиях смысл слова сохранился прежним, например, некоторые подвижные части механизмов так и называют – «манипуляторы», но вдобавок появилось переносное значение, поскольку при определённом использовании термина руки имеют весьма отдалённое к нему отношение. Договоримся, что в дальнейшем будет подразумеваться именно этот переносный смысл. Речь идёт о феномене воздействия на волю и желания других людей посредством различных методик и средств.

Манипуляция сегодня воспринимается как эффективный инструмент принуждения, побуждающий выполнять определённые действия в интересах тех, кто его использует. В том, что в этом есть определённая выгода, сомневаться не приходится, но масштабы использования манипулятивных приёмов столь велики, что лучше бы ничего не знать, дабы крепче спать.

На эту тему известный российский учёный Сергей Кара-Мурза создал достаточно обширный труд, озаглавив его «Манипуляция сознанием». В книге много материалов, посвящённых методам современной агитации. Перечислять их все – дело неблагодарное, поэтому ради примера остановимся на одном. Благо, он нам хорошо знаком из античной литературы. Итак, встречайте – Троянский конь или как мы, россияне, узнали, что капитализм лучше, чем социализм и что рыночная экономика лучше плановой.

Немного коня и немного лирики

Манипуляция – это особый вид власти, но давайте вспомним, как мы воспринимаем чужие указания, направлены против нашей воли? Скорее всего, с большой неохотой и внутренним сопротивлением, ибо, подчиняясь чужой воле, мы идём на компромисс. То есть, если в этом подчинении есть некоторая выгода, либо оно обусловлено социальным статусом, родственными или другими отношениями. Но, в любом случае, всегда возникает некоторый внутренний дискомфорт. Поэтому особый вид манипуляции, производимый в скрытой форме с целью обойти защитные механизмы, носит название Троянского коня.

Троянский конь – изобретение греков, а точнее – военная хитрость, придуманная Одиссеем. Одиссей, видя безуспешность осады Трои, предложил построить деревянного коня и передать в дар жителям осаждаемой Трои, как послание богов. Внутри же коня спрятались лучшие греческие воины и, когда конь был доставлен в Трою, они, дождавшись ночи, перебили охрану ворот и открыли доступ греческим войскам.

Исторические процессы или манипуляция в масштабах страны?

Подобно Троянскому коню, манипулятивный приём с одноимённым названием предполагает фрагментацию (разбиение на части) информационной установки с тем, чтобы облегчить её восприятие в обход защитных механизмов. Эти безобидные, на первый взгляд, фрагменты перемешиваются с актуальной, действительно верной и актуальной информацией, что автоматически им придаёт статус достоверности.

Сейчас, по прошествии десятилетий, можно отметить периоды, когда полное неприятие западных ценностей «загнивающего капитализма» сменилось восторженным отношением к рыночной экономике и США – оплоту демократии. Железный занавес, строящийся десятилетиями, рухнул в одночасье, и идея перестройки была принята на ура. Сложно поверить, что происходящее было случайностью, ведь отлаженный механизм государственной политики при всей своей небезупречности сломался раз и навсегда.

Этому способствовал, надо полагать, новый «курс на Запад» людей, властью обличенных. Именно манипуляция народным сознанием сыграла в этом не последнюю роль, ведь к началу перестройки 90-х годов прошлого века люди были морально готовы к новому, не страшась древнего китайского проклятья, – чтоб жить тебе в эпоху перемен.

Подобных примеров в новейшей истории – тысячи. Список можно продолжать и продолжать, но эта заметка – не сетование на то, что раньше всё было хорошо, а теперь стало плохо. Нет, просто не стоит забывать о том, что в нашей стране, в наших квартирах и домах кроме больших коней табунами бегают более мелкие, чему, в немалой степени, способствуют СМИ, взращивая и оберегая их в своих авгиевых конюшнях.

Будни копирайтера

  1. Пока что нет комментариев.