Главная > Будни копирайтера > Эссе по литературе: Романтический герой в произведении Лермонтова «Боярин Орша»

Эссе по литературе: Романтический герой в произведении Лермонтова «Боярин Орша»

Вот и закончилась очередная сессия на факультете журналистики, зачеты зачтены, экзамены сданы. По литературе нужно было написать небольшое эссе о романтическом герое, что я, собственно, и сделал. Итак, Лермонтов и герой поэмы – Боярин Орша. Чтобы лучше узнать человека, надо с ним не один пуд соли съесть. Но когда соли нет или есть совсем не хочется, можно поступить проще: поместить этого самого человека в исключительные обстоятельства, дабы исследовать свойства его личности в наиболее полно. Так и поступает М. Ю. Лермонтов с боярином Оршей в одноимённой поэме. Волевым усилием автор сжимает временные рамки произведения, заостряя внимание на ключевых моментах, когда человек – венец творения внезапно предстаёт пред нами безвольною игрушкой в руках неведомых сил, которые, однако, им самим и порождены. Страсти и чувства обуревают главного героя, заставляя принимать спорные, по нашему мнению, решения.

Немного лирики

Авторитетные источники утверждают: романтического литературного героя легко найти на арене столкновения сил добра и зла – в её качестве они выбирают его внутренний мир. Эффект противостояния строится на приёме антитезы. Ценность отдельно взятой личности, зависимость её от внешних обстоятельств – все эти вопросы ставятся и решаются на наших глазах за сравнительно небольшой промежуток времени.

Боярин Орша, пожелавший сменить царские милости и подарки на отчий дом, в этом отношении – не исключение. Лишь поначалу поведение Орши вызывает у читателя симпатию: в самом деле, не каждый в силе отказаться от беззаботной, сытой жизни в царских палатах, чтобы «всего лишь» вернуться в отчий дом.

Но Орша нравом был угрюм:
Он не любил придворный шум,
При виде трепетных льстецов
Щипал концы седых усов,

Но потом всё меняется. Конфликт назревает на пустом, казалось бы, месте, одновременно с взрослением дочери.

Орша и дочь

Родительская любовь не знает границ, как в прямом, так и в переносном смысле. Орша, безусловно, любит дочь, но насколько своеобразна и своенравна бывает отцова любовь, мы узнаем чуть позже.

Но лучше царских всех даров
Был божий дар – младая дочь;

С одной стороны, сравнение дочери с царскими дарами уместно в том плане, что она дороже боярину всего, что он имеет. Но с другой стороны, выглядит подозрительным, что для отца она стоит в общем списке перечислений, а в довершение сравнивается ещё и с памятником.

Но лучше царских всех даров
Был божий дар – младая дочь;
Об ней он думал день и ночь,
В его глазах она росла
Свежа, невинна, весела,
Цветок грядущего святой,
Былого памятник живой!

Вообще же, других доказательств отцовой любви мы не находим. В этом, наверное, главная проблема боярина Орши, как яркого предстваителя романтического героя. Дочь для него – это не живой человек со своими проблемами и мечтами, а своеобразная инвестиция в будущее, «цветок грядущего святой». Идеализируя Оршу, можно оправдать подобное поведение следованию обычаям, народным традициям и некоему кодексу чести. Казалось бы, ему присущи все качества положительного героя.

Бывал он в битвах, хоть и стар,
Против поляков и татар,
Слыхал он грозный царский глас,
Встречал и взор, в недобрый час:
Ни разу дух его крутой
Не ослабел перед бедой;

Измена

Блог копирайтера - http://vituson.ru

Однако в дальнейшем симпатия к боярину улетучивается, а именно после того, как раб Сокол в иносказательной форме доносит о непослушании дочери, чего Орша представить себе не мог. Орша, не веря в донос, хочет наказать раба за навет, но ради успокоения совести решает проверить его слова.

Но вдруг… о горе, о позор!
Он слышит тихий разговор!..

Из подслушанного разговора боярин узнаёт, что другой его раб, Арсений, тайно навещает его дочь и, заручившись поддержкой лихих товарищей, «бесстрашных, твердых, как булат», обещает её украсть. Но обещанному сбыться не суждено.

Он вспыхнул, дверь толкнул рукой
И исступленный и немой
Предстал пред бледною четой…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Боярин сделал шаг назад,
На дочь он кинул злобный взгляд,
Глаза их встретились — и вмиг
Мучительный, ужасный крик

Автор напрямую не передаёт переживания Орши, но можно предположить, какие страсти кипели внутри него. Для Орши Арсений – это раб, человек, которому отказано в этом определении. Раб – это нечто более низкое по рангу, чем домашнее животное и то, что такое существо запятнало его и его дочери честь, он понять и простить не мог. Руководствуясь принципами, на волне эмоций Орша приказывает арестовать преступника, и решает наказать дочь. Но тем страшнее наказание, чем сильнее отцова любовь. Боярин убивает свою дочь.

Боярин к двери подошел;
В последний раз в нее взглянул,
Не вздрогнул, даже не вздохнул,
И трижды ключ перевернул

Орша и Арсений

На этом можно было бы закончить произведение, ведь роковая развязка наступила, кажется, что произведение заканчивается: развязка наступила, но Лермонтов, как автор поэмы, решил поступить иначе. Он захотел показать, что Орша, совершив злодеяние, ни мало не раскаялся в этом и более того, затаил злобу на Арсения. Боярин собирается казнить непокорного раба, но тому удаётся бежать. Истинная развязка наступает тогда, когда спустя время Арсений возвращается вместе с литовцами, чтобы спасти свою возлюбленную. Происходит бой, в котором он лицом к лицу сталкивается с Оршей. Арсений просит примирения и спрашивает, как найти его дочь.

Старик! о прежнем позабудь…
Взгляни сюда, на эту грудь,
Она не в ранах как твоя,
Но в ней живет тоска-змея!

Раненый и умирающий Орша принимает предложение о примирении и даже благословляет Арсения на встречу. У читающих в этот момент возвращается уважение к боярину, ведь уметь прощать других – это общечеловеческая ценность. Даже врагов можно простить, поняв мотивы их поступков. Но только не для того умение прощать – ценность, кто берёт на себя смелость вершить человеческие судьбы, казнить и миловать. Орша говорит Арсению:

Скачи скорей в мой старый дом,
Там дочь моя; ни ночь, ни днем
Не ест, не спит, всё ждет да ждет,
Покуда милый не придет!

Нравственное падение

Арсений спешит к возлюбленной, надеясь на скорую встречу, но увиденное потрясает его.

Громаду белую костей
И желтый череп без очей,
С улыбкой вечной и немой,
Вот что узрел он пред собой.

Не на переживаниях молодого героя заостряет внимание Лермонтов. Второй частью событий, а именно сценой обмана Оршей раба перед лицом своей смерти показывая бесчеловечность романтического героя. Героя, пленённого чувствами, превратившегося в убийцу и палача собственного ребёнка. Издевательство над Арсением довершает картину его нравственного падения: перед смертью боярин думает не о прощении и своей судьбе, а одержим болезненной идеей отмщения.

Изменить произошедшее никто не в силах, и тем трагичнее его судьба.

Автор — vituson

Похожие статьи

Будни копирайтера

  1. Пока что нет комментариев.